Тренд № 4. Волшебство и мистика во всех жанрах Фэнтези востребовано как никогда. Это связано с желанием читателей абстрагироваться от текущих сложностей и найти двери для выхода в другую, параллельную реальность, пусть даже мысленно. «Идея для создания собственной вселенной зрела давно, – рассказывает Василий Ракша, автор славянского фэнтези «Песни радости, песни печали». – Я посмотрел несколько эпизодов сериала «Однажды в сказке», где создатели свели вместе персонажей разных мультфильмов Disney. И тогда мне пришла в голову мысль: что, если использовать тот же принцип – выбрать героев из культовых славянских сказок и эпосов ближайших стран? Идея зрела долго, наконец в 2019 году я принялся за её реализацию. Именно тогда появилось Пятимирие». Особенность здесь ещё и в том, что большинство этих книг выходят в сериях. Как на мировом рынке, так и на российском есть авторы в топе с большими тиражами, но и у остальных средние тиражи выше по рынку, чем у других групп. Тренд № 5. Из самиздата – в издательство Самиздат выходит в коммерческую среду: то, что публиковалось в Сети, стало интересно издателям. Чаще всего это книги с азиатской тематикой и славянским колоритом. Так произошло с произведениями Марины Суржевской. Она начала публиковаться ещё в 2014 году – первые работы размещала на портале «Самиздат». С тех пор написала несколько успешных циклов, самым популярным из которых является трилогия «Двериндариум». Серия обзавелась множеством поклонников, а затем на неё обратил внимание книжный скаут – именно он пришёл с идеей переиздания в МИФ. «Мы совсем чуть-чуть обновили текст, например переименовали одно из транспортных средств, – говорит ответственный редактор направления «Художественная литература» в МИФ Анна Золотухина. – Однако основная часть работы, конечно, была связана с визуалом. Марина – уже состоявшийся автор с огромной фанбазой, но с помощью вау-оформления мы хотели открыть её истории для новой аудитории – тех, кто любит young-adult-фэнтези». Тренд № 6. Обложка как арт-объект В оформлении обложек участвуют популярные иллюстраторы: так, например, художница Кориандр работала над переизданием «Слова о полку Игореве», Ales – над «Двериндариумом» (и не только) а Selcha Uni, как мы уже говорили, – над серией классики в оформлении adult. «Сегодня визуальная часть стала намного важнее, чем раньше. Для аудитории young adult обложка должна выглядеть как арт-объект, – продолжает креативный директор МИФ Яна Паламарчук. — Для неё важен визуал: внутренние иллюстрации и то, как содержание отражается в оформлении и деталях. Именно через него аудитория считывает: «Это моё – то, что я буду читать». Такие ожидания постепенно проникают во все виды литературы. Тренд № 7. Feelgood- и cozy-романы Объединим два тренда в один, чтобы сказать о популярности филгуд-романов, которые поднимают настроение, а также историй, рождающих чувство уюта, защищённости. Это могут быть книги про книги, книжные магазинчики или детективы без сильных потрясений. «Интерес к cozy crime – уютному криминальному жанру – сильно вырос за последние три года, – говорит Ольга Киселёва, руководитель редакционных групп МИФ. – В свет вышел бестселлер «Клуб убийств по четвергам» Ричарда Османа. По всему миру стали появляться подобные сюжеты, в которых главные герои – старички, неторопливо расследующие преступления. Люди массово покупают аналоги, которые даже оформляются примерно одинаково».